Народы Намибии

Народ Намибии неоднороден по своим культурным корням. Ярким примером являются женщины Гереро, которые выделяются из толпы как в столице, так ив любой части страны своим характерным нарядом в викторианском стиле. Также легко узнать представителей народа Нама/Домара, благодари характерным щелкающим звукам их речи, женщин народности Химба – по замысловатым прическам и орнаментальным медным украшениям на шее и щиколотках, Бушменов или людей Сан, последних носителей охотничье-собирательской традиции, которые из мира древних поверий и легенд буша попали прямо в современное общество.

Самым крупным по численности народом современной Намибии (около 700 тыс.человек или 51% населения) являются овамбо, относящиеся к группе банту. За ними следуют относящиеся к той же группе каванго (140 тыс.человек или 10%). Примерно равны по численности гереро (ок.100 тыс.человек или 7,2%) и дамара (дама) (ок.94 тыс.человек или 6,5%), которых иногда считают продуктом метисации между гереро и нама. Далее следуют представители койсанской расы – нама и саан (бушмены) (126 тыс.человек или 9,1%).

Белое население Намибии объединяет представителей африканерской, немецкой, английской и португальской общин и насчитывает приблизительно 80 тыс.человек (5,8%) Около 70 тыс.человек (5,1%) составляют рехоботские бастеры и "цветные" – потомки метисов первых европейских поселенцев и представителей койсанской семьи, ведущие свое происхождение из Капской колонии.

Осталось упомянуть наименее многочисленные этнические общности Намибии, также относящиеся к группе банту. Это "капривийцы" (66 тыс.человек или 4,7%), большая половина которых относится к народу мафуэ, а остальные – к масубиа. Около 7 тыс.человек (0,6%) насчитывает самая немногочисленная этническая группа страны – тсваиа.

Овамбо

"Овамбо" – собирательное название ряда племен, проживающих в центральной части северной Намибии и на юге Анголы. Приблизительно в 1550 году эти племена, имеющие общие происхождение и культуру, двинулись на юг or Больших Озер Восточной Африки и обосновались между реками Кунене и Окаванго. Сегодня четыре племени из них живут в провинции Кунене в южной Анголе и восемь в северной Намибии. Они составляют самую большую языковую группу в стране. Их численность примерно 913 000 человек, что составляет около 51% населения Намибии. Та часть территории, которая традиционно известна как Овамбо или Овамболенд сегодня разделена на несколько областей: Омусати, Ошана, Охангвена и Ошикото. Здесь живет большая часть народа Овамбо, но многие переехали на юг, в другие части страны. Кваньяма является самым большим племенем из восьми племен Овамбо. Другие племена носят названия Ндонга, Квамби, Нгандвела, Квалууди и Мбаланху, и два малочисленные племени называются Нколонкади и Унда. Диалекты Кваньяма и Ндонга считаются языками Овамбо.

Овамбо занимаются сельским хозяйством и разведением крупного рогатого скота, а также частично рыболовством в мелких прудах и реках, называемых ошанами. Торговый талант - в крови народа Овабмо, что доказывает наличие более, чем 10 ООО киосков, маленьких частных магазинчиков и многочисленных торговых комплексов в области. Большое число рабочих Овамбо мигрировали в другие части страны в поисках работы. Сегодня в горной промышленности и рыболовстве трудовые силы в основном состоят из представителей народа Овамбо. Работа на дому - шитье одежды, резьба по дереву, плетение корзин и гончарное дело дает доход многим женщинам, которые традиционно обрабатывали землю и воспитывали детей. Сегодня женщины Овамбо вступают  на рынок как няни, клерки, продавцы и учителя.

Самая поразительная черта традиционного общественного устройства Овамбо – это доминирование материнской линии, что определяет законы передачи наследства и права наследования, также как и места проживания при прекращении брака. В последние годы, под давлением внешних факторов, таких как христианская доктрина, трудовая миграция и экономическая независимость, отмечается явный сдвиг в сторону усиления отцовской линии.

Овамбо всегда играли активную роль в политике. Правящая партия Намибии, СВАПО (Народная Организация Юго-Западной Африки) была создана как партия ненасильственной борьбы, которую называли раньше Организацией Народа Овамбо. Ее возглавляли Андимба Герман Тойво Я Тойво и Самюэль Щафийшуна Нуйома, которому было суждено стать первым президентом независимой Республики Намибия.

 

Каванго

Образуя границу длиной 400 километров между Анголой и Намибией, река Окаванго – источник жизни народа Каванго. На широких плодородных равнинах по обеим сторонам реки 183 000 человек Каванго занимаются рыболовством, разводят скот, выращивают  сорго,  просо  и  маис.

Близко связанные с Овамбо, Каванго также пришли с Больших озер Восточной Африки. Сначала они обосновались у реки Квандо в Анголе, и между 1750 и 1800 годами постепенно стали продвигаться к реке Окаванго и к югу от нее. Сегодня парод Каванго состоит из пяти племен – Квапгали, Мбунза, Шамбву, Гсирику и Мбукушу. Квангали и Мбунза имеют одинаковые традиции подготовки мальчиков к мужскому образу жизни, а девочек к заботам о доме. Оба племени говорят одном языке Руквангали.

Племена Шамбву и Гсирику разделились, когда поселились на южном берегу реки Окаванго, 47 км южнее Рунду, напротив Рундиарара. Языки этих племен очень схожи, в отличие от Мбукушу, которые говорят на Тимбукушу, живут в восточной части Окаванго и отличаются от стальных четырех племен социально и этнологически.

Каждое племя по традиции имеет вождя - мужчину или женщину, которому, также по традиции, помогает глава племени. Вождь обладает полной властью над членами племени и уполномочен охранять землю, которая принадлежит племени по закону. Как большинство других групп в северной Намибии, социальная организация Каванго основана на доминировании материнской линии. Это пронизывает все сферы жизни, в особенности семейные отношения, законы наследования имущества и власти, систему брака, политическую структуру и традиционную религиозную систему.

Традиционная экономика у Каванго основана на выращивании злаковых (жемчужное просо, называемое здесь махангу, сорго и маис) и скотоводстве (крупный рогатый скот и козы). Сегодня тысячи молодых Каванго работают как сезонные рабочие на фермах, в шахтах и в городах. Важной отраслью местной промышленности является резьба по дереву. Чаши, маски, орнаменты, мебель и другие функциональные вещи изготовляются для туристических и других рынков.

 

Гереро

Гереро – народ пастухов и скотоводов, который мигрировал в Намибию несколько веков назад. Согласно народным легендам, они спустились сюда от Больших озер Восточно» Африки и затем пришли на территорию современной Замбии и южной Анголы, добравшись до реки Кунене около 1550 года. Считается, что раньше, до дальнейшего продвижения на юг, они жили в стране воды и камышей, известной под названием Роруу. Однако, никому еще не удалось отыскать следы этой легендарной болотистой Африканской страны.

После того, как они прожили в Каоколанде около двухсот лет, многие Гереро ушли дальше на юг, оставив позади народы Химба и Тьимба. К середине 18 века они добрались до долины реки Свакоп. В течение 19-го века они продолжали двигаться на восток, окончательно обосновавшись на севере и в центре страны.

Сегодня численность Гереро составляет 130 ООО человек. Их можно разделить на следующие группы: собственно Гереро, с традиционными королевствами Махареро (Окахандья), Зерауа (Омаруру) и Камбаземби (Ватерберг); Ндаму-ранда; Тьимба Гереро Каоколанда (область Кунене); Мбандеру, которые живут в восточной Намибии, особенно в районе Гобабиса и в заповеднике Эпукиро, Отьембинде и Омонгуа, более известные под названием, взятом из языка Нама, как Аминуис; Химба области Кунене. Есть и другие небольшие группы в северной области Кунене и юго-западной Анголе.

Колониальные войны и восстание Гереро в 1904 – 1905 годах привели к резкому сокращению численности народа. Под командованием генерала Лотара фон Трота, руководствуясь его позорной Vemichtungsbefehl (прокламацией уничтожения), совершались самые постыдные военные преступления в истории Намибии. К декабрю 1905 года, когда было подписано перемирие между воюющими сторонами, огромное количество Гереро было уничтожено (точные цифры неизвестны). Однако, несмотря на подавление их традиционной культуры, конфискации принадлежащих племени земель и ограничения, навязанные законами о труде, оставшиеся Гереро сумели сохранить устои семейной жизни, племенную солидарность и пациональное самосознание. Все это ярко проявляется на' ежегодном фестивале Гереро, проводимом в Окахандье в августе. В этот день, называемый День Махареро, различные отряды военизированных организаций в полной боевой форме проходят парадом перед своими вождями по улицам города.

Подобным образом племена Мбандеру и Зерауа воздают честь своим вождям на фестивалях в Гобабисе и Омаруру.

 

Дамара

В Намибии проживают всего 117 ООО человек национальности Дамара. Они принадлежат к одной из старейших культурных групп страны, что подтверждается археологическими данными, свидетельствующими о том, что веками они держали здесь небольшие стада. Они также занимались полеводством, выращивая, главным образом, табак и тыкву. В настоящее время Дамара выращивают пшеницу и овощи. Разведение скота также представляет важный источник дохода. Сегодня Дамара работают на фермах, в шахтах и в городах, как учителя, духовные лица и чиновники. Некоторые из самых успешных и красноречивых политиков Намибии -представители национальности Дамара.

В прошлом Дамары были изгнаны со своих исконных земель пришедшими сюда племенами Нама и Гереро, В колониальные времена для Дамар была создана резервация Окомбахе, для Гереро - Отчибингве, для племен Свабтбуй и северных Топнааров - Франсфонтейн и Сесфонтейн. В 1973 году территория площадью около 4.7 миллионов гектар была объявлена территорией Дамар, с административным центром в Хориксасе. Сегодня только четверть всего населения Дамар живет в границах этой области, которая, после получения страной независимости, стала частью Области Эронго.

 

Нама

Единственными истинными потомками Койкоев в Намибии является народ Нама Его предки изначально жили к северу и югу от Оранжевой реки. Восемь племен Нама уже обосновались на севере, когда Ягер и Ионкер Африканер (отец Яна Йонкера) перешел реку с племенем Африканер. Африканеры и четыре других племени представляют так называемую группу Оорлам, ктооороя вторглась в страну в 19-ом веке. Постоянно оттесняемые на север быстро наступающими белыми фермерами, Нама, под предводительством знаменитого Яна Йонкера, обосновались дальше на севере центральной и южной областей страны, которая впоследствии стала Намибией.

Нама имеют много общего с Бушменами, что проявляется как в языке, так и во внешности. Некоторые яркие характеристики, как, например, маленькие и изящные руки и ноги у женщин, позволяют легко узнавать представителей Койкоев. У всех племен превалирует понятие общественной собственности на землю, в то время как Топнаары из Куисеба передают свои земельные участки (инарас) по наследству.

Насчитывая в общей сложности около 117 000 человек, Нама состоит из тринадцати племен или групп Нама. Представители народа Нама очень талантливы в музыке, поэзии и сочинительстве. Примером их традиционного танца является знаменитый "Намастэп". Многочисленные пословицы и поговорки, загадки, рассказы и стихи передавались из уст в уста от поколения к поколению. Особый жанр поэзии народа Нама "воспевание" касается всех тем, от любовных песен, сочиняемых экспромтом, до формализованных песен, восхваляющих героев, и песен от имени животных и растений, живущих в их краях.

Женщины Нама очень искусны в шитье. Их вышивки и аппликации, яркие и насыщенные по •цвету, вдохновленные сюжетами из сельской жизни народа, считаются сегодня традиционной формой искусства. Сюжеты таких работ очень вщщитвлыш я иронизвны юмором. Особенно таФрщгё традицйонйыв "лоскутные" платья, которые носят женщины Нама. Для координации этих талантов и продвижения изделий на рынок на юге страны существуют два проекта АНИН в Хоачаносе и Народное Искусство Гибеона в деревне Нибеон.

Напольные ковры Каросс или одеяла, сшитые из шкур домашних животных и диких антилоп, считаются характерными только для этого района. Правда, их шьют как Нама, так и Бастеры, и продают вдоль главных асфальтированных шоссе, ведущих на юг.

 

Топнаары

Потомки древнейшей группы населения Намибии, как описывают их антропологи, Топнаары представляют самую стойкую и выносливую группу парода Нама, веками живущую на берегах реки Куйсеб. Считается, что среди других предков Топнааров были кочевые племена, жившие вдоль морского побережья.

Сегодня Топнаары занимаются разведением овец и коз в своей местности с суровыми климатическими условиями. Некоторые Топнаары работают также в портовом городе Уолфиш Бэй. Этот народ имеет уникальные обычаи и традиции, связанные с их образом жизни в пустыне Намиб. Топнаары говорят на языке Нама, имеющем характерные щелкающие звуки и высокий тон.

Традиционно самым важным продуктом в кулинарии Топнааров является дыня нарра, крупный и питательный плод, растущий только в пустыне Намиб и обладающий, как считается, целительными свойствами. Сохранились обычаи ежегодного сбора урожая дыни в дюнах к югу от Вулфищ Бэя и способы ее приготовления.

Стихи, слагаемые в честь нарры, составляют часть культурной традиции народа Топнаар.

 

Рехоботские бастеры

История Рехоботских бастеров берет начало со времен первых голландских колонистов под предводительсвом Яна ван Рибека, который высадился на мысе Доброй Надежды в 1652 году. Европейские поселенцы вошли в контакт с исконным населением – Койсан. Дети, рожденные от смешанных браков, и происхождение которых не оставляло сомнений по поводу смешения кровей, стали называть "цветными" или "бастерами".

В 1868 группа, состоящая из 90 семей, двинулась с мыса в Намибию. Сначала они обосновались в Вармабе, а затем проследовали на север и поселились в 30 километрах от Берсеба. В 1870 году им было окончательно разрешено оседлое поселение у горячих источников, называемых Реобот, где тогда жило племя Нама, Бондельсворты. Сегодня сообщество Бастеров составляет приблизительно 72 000 человек. Их родной язык – африкаанс и по своему собственному желанию они официально зарегистрированы как Рехоботские бастеры.

Бастеры считают себя отдельным сообществом, отличным от Цветных, в силу своей уникальной истории и вследствие того факта, что они проживают на собственной территории больше ста лет. Традиционно они занимаются сельским хозяйством и животноводством, однако в настоящее время многие работают в других секторах экономики, особенно в строительстве. Большое число Рехоботских бастеров ежедневно или еженедельно ездят на работу в Виндхук. Цветные

Подобно Бастерам, сообщество Цветных Намибии происходят из Капской Провинции Южной Африки, хотя многие являются потомками местной метизации. Генетически, Цветные очень похожи на Бастеров. Они также говорят на языке африкаанс, хотя имеют ярко выраженный акцент, отличающий их от Бастеров говорящих на своем диалекте.

Небольшая часть Цветных занята в животноводстве на юге страны, в то время как большинство живет в городах, таких как Виндхук, Кетмансхоп, Людериц, Кальквельд и Карасбург. Большое количество Цветных живет в Уолфиш Бэе и занято рыболовством. Цветные чаще всего имеют относительно хорошее образование и профессиональную подготовку. Многие работают в области социальных услуг, образования и строительства.

 

Тсваны

Тсваны, составляющие 7 800 человек, – самая небольшая культурная группа Намибии. Они родственно связаны с Тсванами Ботсваны и северной Капской Провинции и резко отличаются от других членов юго-западной группы Банту. Намибийских Тсван можно разделить на три группы. Самой большой из них является группа Тлхаро, которая пришла из Курумана на севере Капской провинции. В последней четверти 19 века большая группа Тсванов совершила переход через Землю Жажды, из Ботсваны в Намибию, в течение которого многие из них погибли. Вторая по величине группа Тсванов – "тлха-пинг", второй слог "пинг" означает "рыба". Третья, наименьшая группа, Кгалагади, появилась в результате смешения с Бушменами Калахари и ее представители имеют более светлый цвет кожи. Большинство Тсванов живут в районе города Гобабис. Многие из них приобрели фермы севернее и южнее города.

 

Капривийцы

Приблизительно 86 000 человек живут в северо-восточной области Намибии, граничащей с Анголой, Замбией и Ботсваной, называемой Каприви. Капривийцы говорят на языке, общем для Лози из Баротцлэнда в Замбии.

Народность Лози является остатком Королевства Кололо, основанного Вождем Себетване из Бафокенго. В 1838 году Лози перешли реку Замбези и победили народ Луйи. Самыми крупными племенными группами Капривийцев являются Масубия и Мафве. Другие племена – Мавейи, Матотела и Мбукушу.

Большинство Капривийцев живут за счет фермерства. Их хозяйства расположены на берегах рек Замбези, Квандо, Линванти и Чоуб. Кроме занятия рыболовством и охотой, что составляет значительную, но не исключительную долю в местной экономики, они держат крупный рогатый скот и обрабатывают землю.

Когда реки Замбези и Чоуб разливаются, больше половину Восточного Каприви может оказаться под водой. Во время наводнений Капривийцы пользуются своими "мекоро" - лодками-долбленками, чтобы передвигаться теми же маршрутами, по которым в другое время ездят грузовики и ходят пешеходы.

 

Бушмены (народность Сан)

В Намибии живет приблизительно 35 000 Бушменов. Известные также как народность Сан, эти собиратели-охотники скитались по равнинам Южной Африки тысячи лет. Считается, что они - первые, исконные обитатели Намибии. Другие народы, которые пришли сюда с оружием в руках, чтобы завоевывать новые пастбища и плодородные земли, гнали их все дальше на восток в пустыню. Сегодня Бушмены занимают только отдаленные территории в восточной Намибии и и пустыне Калйхари в Ботсване

Богатство Бушменской наскальной живописи и гравюр, которые находят в горах и на холмах по всей Намибии, доказывает бывшее повсеместное проживание Бушменов в стране. Старейшие из рисунков были сделаны 28 000 лет тому назад. Знаменитый рисунок "Белая Леди" в Брандберге и сокровищница наскальных изображений в Твифельфонтейне – яркие примеры этого.

Бушмены подразделяются на три группы: на севере в районах Отави, Цумеба и Хрутфонтейна живет племя Хай-омн (Hai-||omn или Hai||omn), племена Огу (Qgu или (IKung) и Ю (Ju//Huansi) в Бушмэнленде, и племя Хоу или Мбараквенго (Khoe, Mbarakwengo) в Западном Каприви. В то время как многие Бушмены живут теперь оседло в деревнях, некоторые по-прежнему сумели сохранить традиционный кочевой образ жизни.

Бушмены – великолепные рассказчики и сказители. Они неподражаемы в музыке, пантомиме и танце. Простейший музыкальный инструмент - охотничий лук, натянутый с помощью волос животных с прикрепленной пустой дыней или пустой консервной банкой, в качестве резонатора. Коконы мотыльков, скрепленные как бусы и наполненные камешками или семенами, надеваются на щиколотки и отбивают ритм во время танца. В настоящее время многие пытаются снимать на пленку и записывать песни, ритуалы и сказы Бушменов, чтобы сохранить для потомков эту древнюю африканскую культуру.

 

Химба

Древнее племя полукочевых пастухов, многие из которых по сей день сохраняют образ жизни и манеру одеваться в соответствии со старинными традициями, народ Химба проживает в поселках, разбросанных в области Кунене. Это высокие, стройные, похожие на прекрасные статуэтки люди, с характерной горделивой, но дружелюбной манерой поведения. Женщины в особенности примечательны своей необычной, "точеной" красотой, которую подчеркивают замысловатые прически и традиционные украшения. Они натирают тело красной охрой и жиром, что защищает кожу от сурового климата пустыни.
Дома, в которых живут Химба, представляют собой простые, конусообразные постройки из прутьев, связанных пальмовыми листьями и оштукатуренных глиной и навозом. Семья может переезжать из дома в дом несколько раз в году в поисках пастбищ для своего крупного рогатого скота и коз. Мужчины, женщины и дети украшают себя ожерельями, браслетами на руках и ногах, поясами, сделанными из железа, и бусами из ракушек самого удивительного и оригинального дизайна. Эти украшения все чаще становятся предметами большой коммерческой ценности и производятся в небольших количествах для городских рынков. Среди любителей экзотики весьма популярны скульптурные подголовники.

 

Белые

Около 98 000 намибийцев европейского происхождения в настоящее время проживают в Намибии. Из них приблизительно две трети говорят на африкаанс, одна четверть на немецком, а остальные, главным образом, на английском языке и, в меньшей степени, на португальском.

Большинство белого населения страны живет в городах центральной и южной части страны. Английский язык был выбран в качестве государственного языка Намибии, а африкаанс, язык общения большей части населения, занял второстепенное положение, прослужив, наряду с немецким, одним из трех государственных языков в течение добрых 60 лет. Африканеры проникали в Намибию постепенно из Южной Африки. Интересную группу представляли Дорсланд-треккеры, являясь одним из "треков" (маршрутов) африканеров, которые шли на север от Хрут Марико, из самой северной части Трансвааля в Южной Африке, через реку Лимпопо в поисках новых мест проживания. Во второй половине 19 века после бесконечных скитаний они обосновались в Анголе, где прожили почти 50 лет, перед тем как двинуться в Намибию в 1928 году.

В 1878 году Британия аннексировала территорию, прилегающую к заливу Уолфиш Бэй. В 1884 году Бисмарк провозгласил Немецкую Юго-Западную Африку протекторатом Германии, за исключением анклава Уолфиш Бэй. В 1915 году армия Южной Африки взяла под контроль Юго-Западную Африку и в 1920 году, в соответствии с Версальским Договором, Южная Африка получила административную власть в стране. Большое число ферм было продано выходцам из Южной Африки, при этом правительство щедро финансировало белых фермеров.

В семидесятых годах, вследствие войны в Анголе (1974 г.), в Намибию хлынула большая волна португальских переселенцев. Однако с приближением независимости Намибии многие вернулись в Португалию или Южную Африку. В настоящее время в Намибии живет около 150 португальских семей. Большинство белых намибийцев занимается торговлей, производством, фермерством, профессиональными услугами и все реже их можно встретить среди государственных чиновников.